Сегодня многие педагоги отмечают, что классические методы и формы обучения перестали работать. Вопрос – почему? Давайте разбираться.
За последние пятьдесят лет наш мир сильно изменился, особенно в информационной сфере. Чтобы получить необходимую информацию, например, 30 лет назад, мы шли в библиотеку, искали нужные книги, читали, выписывали, анализировали и делали вывод. Теперь достаточно сказать своему телефону «Ok, google» и получишь ответ на любой вопрос. И получается, что нет необходимости добывать информацию на бумажном носителе. Возникла другая необходимость - перерабатывать, фильтровать, систематизировать огромные потоки информации в интеренет-источниках. И делать это надо быстро. Наш мозг перестроился на решение новых задач в новых условиях. Мы стали другие. Особенно это проявляется у молодежи, и мы называем их поколением Z.
В этих новых реалиях преподаватели, бизнес-тренеры Уральского государственного университета путей сообщения ищут новые методы обучения, при которых можно было бы быстро добиться высоких результатов без утомительных лекций и бесконечной теории. Так в транспортном вузе появилось новое направление в обучении – геймификация, а проще - обучение через игру.
Новое – это хорошо забытое старое. Вспомним хотя бы шахматы, с помощью которых обучали военноначальников. Или социалистическое соревнование, как мотивация персонала. Просто сейчас это направление приобрело новое и очень успешное развитие. Многие крупные корпорации уже опробовали этот метод для обучения и мотивации персонала. Что же делает его таким привлекательным в наше время? Сначала обратимся к теории.
Давайте ответим на вопрос: что же такое игра? Вот как на него отвечает известный философ Бернард Сьютс: "Игра - это добровольное преодоление необязательных препятствий. По сравнению с играми реальность слишком проста. Игры побуждают нас преодолевать намеренно созданные препятствия и помогают найти лучшее применение своим сильным качествам».
То есть с помощью игры можно развить практически любой навык. Решая игровые задачи, наш мозг создает новые нейронные связи, и у игрока вырабатываются навыки. Подчеркиваю, не знания, а именно навыки. И это позволяет сильно сократить время обучения. А время – один из ценнейших ресурсов.
Изучив теорию вопроса и опыт применения этих технологий, мы решили попробовать внедрить данный метод в обучение. Пока не замахиваясь на решение сверхзадач и не ломая учебный процесс, предложили в начале курсов повышения квалификации машинистов-инструкторов центральной дирекции моторвагонного подвижного состава провести командообразующую игру. Результат не заставил себя долго ждать. Сплотившись с самого первого дня, слушатели прекрасно справились с выполнением задания по разработке комплексных проектов в группах. Проекты получились лучше, чем мы ожидали, и времени на разработку и оформление потрачено меньше. Мы очень довольны результатом и намерены опробовать еще несколько игр в рамках курсов повышения квалификации.
Сегодня в УрГУПС очень активно развиты формы и способы электронного обучения. Геймификация – хороший метод для развития системы дополнительного профессионального образования, переподготовки специалистов железнодорожного транспорта, работы с теми, кто повышает свою квалификацию. Для проведения занятий со слушателями университет привлекают квалифицированных преподавателей и сотрудников. Применение игр в электронном обучении имеет множество плюсов и позволит продолжить корпоративное образование.
О. Е. Кондрачук, заместитель декана ФЭУ, старший преподаватель кафедры "Экономика транспорта"