Челябинский институт путей сообщения -
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ЧИПС УрГУПС)

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (351) 219-07-07, 219-07-71


Все

Стремимся к полному циклу 05.09.2019

ЧИПС получил право обучать студентов высшего образования все пять лет

Сейчас ребята, получающие высшее образование в Челябинском институте путей сообщения, обучаются здесь до третьего курса, а далее отправляются в Екатеринбург в Уральский государственный университет путей сообщения. Этим летом ЧИПС прошёл процедуру аккредитации и готов самостоятельно работать с будущими железнодорожниками от приёма до выпуска.

Интервью с Константином Рыбалченко, директором Челябинского института путей сообщения

– Константин Юрьевич, хотелось бы узнать подробности.

– Большую часть прошедшего учебного года мы готовились к прохождению процедуры государственной аккредитации, которую проводил Рособрнадзор в июне. Она касалась как среднего профессионального, так и высшего образования. Самое важное изменение: мы получили право обучать ребят по полному циклу, не направляя их доучиваться в Екатеринбург. Речь идёт обо всех железнодорожных специальностях: «Эксплуатация железных дорог», «Строитель­ство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Подвижной состав железных дорог», а также «Системы обеспечения движения поездов».

Это очень важный шаг для вуза. Он подразумевает как повышение престижности учебного заведения, так и укрепление материальной базы, кадрового потенциала.

– Когда первые студенты смогут обучаться на полном цикле?

– К сожалению, не так скоро, как мы бы хотели. Существующая материально-техническая база позволяет готовить специалистов среднего профессионального образования и качественно преподавать три курса для ребят, получающих у нас высшее образование. Для того чтобы в вузе организовать процесс обучения на четвёртом и пятом курсах, необходимо приобретать дополнительное оборудование. Также у нас существует сегодня потребность в преподавателях, имеющих учёную степень по специализации не менее, чем кандидат наук, для основных образовательных программ. На оснащение вуза квалифицированными кадрами потребуется порядка четырёх-пяти лет. Мы, конечно, растим собственные кадры, планируем активнее работать с выпускниками, но не исключено, что будем приглашать и преподавателей со стороны. Начать процедуру перехода на полный цикл мы планируем в течение пяти-семи лет. Для начала выберем две специальности, например, «Эксплуатация железных дорог» и «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

– Если ребята остаются доучиваться в Челябинске, возникает вопрос обеспечения жильём студентов из других городов. Хватит ли мест в общежитиях?

– Думаю, хватит. Сейчас идёт процедура передачи в наше оперативное управление ещё одного общежития. Это здание находится на улице Крупской и раньше принадлежало Учебно-методическому центру по образованию на железнодорожном транспорте. Это даст нам дополнительно примерно 50 мест. Далее время покажет, нужно ли увеличивать существующий фонд.

– Константин Юрьевич, не сомневаюсь, что многих интересует вопрос цены обучения и как в последующем она будет меняться.

– По программам СПО (среднего профессионального образования) цена выросла. В прошлом году обучение на первом курсе стоило 56 тысяч рублей, теперь 62 тысячи. Министерство образования и науки РФ рекомендовало поднять стоимость обучения по программам среднего профессионального образования. По расчётам экономистов, 62,1 тысячи рублей – именно тот объём государственного финансирования, который предусмотрен на одного бюджетного студента. А согласно нормативным документам ­нельзя «платника» обучать дешевле бюджетника.

Что касается программ ВО (высшего образования), то мы выровняли стоимость обучения примерно пять лет назад. Сейчас она составляет 98 тысяч рублей в год. Ещё шесть-семь лет назад обучение у нас было самым дорогим среди учебных заведений, схожими с нами по профилю. Нам было трудно конкурировать с ними по некоторым направлениям. Сегодня всё примерно на одном уровне. Если давать какие-то прогнозы, то далее программы ВО и СПО будут дорожать. Но, думаю, не больше, чем на процент инфляции, а это приблизительно 4% в год.

– Суммы ощутимые для кошелька среднестатистического россиянина. Не могли бы пояснить, из чего формируется цена?

– Прежде всего из коммунальных расходов. На эту статью у нас уходят колоссальные деньги: отопление, электроэнергия, водоснабжение, водоотведение и так далее. Размеры оплаты повышаются дважды в год и в среднем на 10%. Эта статья расходов всем понятна: каждый владелец квартиры заметно ощущает увеличение тарифов на себе. Плюс мы платим налоги на землю. Да и рост НДС на 2% также отразился на наших услугах. Дорожает жизнь в целом, и мы увеличиваем заработную плату наших сотрудников. В соответствии с принятой «Дорожной картой», преподаватели СПО должны иметь зарплату не ниже средней по региону, а преподаватели ВО 200% от данного показателя. Выполнять требование очень непросто. С моей точки зрения, современное образование стоит именно столько, сколько должно. Таковы сегодняшние реалии.

– Будет ли сокращаться количество бюджетных мест?

– Большая вероятность, что по техническим специальностям их число будет только увеличиваться. В России создаются новые высокотехнологичные производства, на предприятиях, в том числе и в РЖД, меняется оборудование. Нужны высоко-квалифицированные кадры. Что касается гуманитариев, то не сомневаюсь, что бюджетное участие в этой сфере будет неуклонно сокращаться, поскольку на рынке сегодня переизбыток специалистов этой категории.

– Думаете, в перспективе «технари» будут пользоваться всё большим спросом?

– Тенденция видна уже сейчас. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие школы не готовы делать упор на подготовку таких ребят, направлять и обучать их так, чтобы на ЕГЭ они успешно сдавали экзамены не только по математике, но и по физике. К сожалению, в этом году, как и в прошлом, всего 20% выпускников школ в стране выбрали физику в качестве выпускного экзамена, а значит, абсолютное большинство при поступлении в вузы выбирают гуманитарные специальности. Я не умаляю их важности: стране нужны историки, экономисты, юристы. Но не в таком количестве. Сегодня образовательная система недостаточно эффективна, и начальное звено здесь – школы. Дело в том, что гуманитарные предметы сдавать проще, оценки по ним выпускники получают выше, а на основе этих оценок складывается рейтинг школы, который очень важен для многих общеобразовательных учебных заведений. Но сейчас в стране высокий спрос именно на технические специальности, и это мировая тенденция, которая не изменится в ближайшие годы.

– Какие у института планы?

– Развивать учебный процесс. Например, на базе одного из железнодорожных предприятий будем создавать так называемую базовую кафедру. Это делается для того, чтобы наши студенты в рамках основной образовательной программы обучались на объектах этого подразделения. Занятия будут проводить действующие высококвалифицированные работники, мы даже планируем их трудоустроить на часть ставки.

Также, как я рассказывал, будем работать над переходом на полный цикл обучения по ВО в вопросах развития материально-технической базы и кадрового потенциала. 

Планируем улучшать досуг студентов, условия их проживания. Ну и, наконец, у нас полным ходом идёт наружный ремонт здания. Полностью работы завершатся в октябре, однако фасад здания, надеюсь, удастся подготовить уже к Дню знаний.

Полная версия материала: Газета "Призыв", выпуск от 20.08.2019 г.

Источник: Администрация института