ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

От идеи к её реализации

30.07.2018

Специалисты разработали технологию оперативного тестирования, позволяющую снизить риски финансовых и трудовых потерь.

Чаще всего новаторские решения, рационализаторские предложения улучшают технологии производства – в цехах, на участках, в депо. В то же время процессы в системах бухгалтерского и налогового учёта достаточно консервативны, чтобы в них можно было вмешиваться новаторам. И всё же примеры соответствующей модернизации есть. Один из них реализован в Свердловском региональном общем центре обслуживания (ОЦОР).

Разработчик проекта – заместитель начальника отдела финансовой информатизации центра, выпускник УрГУПС Марат Кашафразов рассказал, как его команда пришла к идее усовершенствовать процесс обучения и тестирования работников центра:

– Специалисты нашего отдела обратили внимание, что с ростом загруженности работников появляется риск их некорректной отработки первичных учётных документов, поступающих от заказчика в корпоративных системах ЕК АСУТР и ЕК АСУФР. И дело даже не в случайных ошибках: сотрудники, не владея последними обновлениями методологии ведения бухгалтерского и налогового учёта или системы ведения учёта, будут опираться на устаревшие данные и брать в расчёт неактуальную информацию. Это может привести не только к непродуктивной работе центра, но и к рискам финансовых и трудовых потерь.

Восполнить пробелы в знаниях призвано обучение, однако нехватка времени на него приводит к тому, что специалисты не успевают отслеживать и усваивать недавние изменения в законодательстве, регламентах процессов и нормативных документов.

– Поскольку штат работников большой, то проведение учёб, тестирований знаний сотрудников требует значительных трудозатрат, к которым мы не можем прибегать слишком часто, – пояснил замначальника отдела. – Проведение тестирования ограничено и для тех, чьи рабочие места находятся на удалённых территориях.

Такое видение проблемы специалистами отдела разделили заместители начальника центра: по кадрам и социальным вопросам – Елена Семенёк, по технологии и бухгалтерскому учёту – Алёна Зиро. Начальник центра Ольга Яцковская предложила молодым специалистам придумать систему либо такую технологию оперативного тестирования, которая позволяла бы избежать указанных рисков. Кроме того, она должна решать вопросы актуализации знаний, отработки навыков получения новой информации, поиска её источников. Команда разработчиков взялась за поставленную задачу с энтузиазмом. Процесс курировали начальник отдела финансовой информатизации Валентин Бушухин, ведущий специалист Пётр Борисенко. Марат разрабатывал самое основное – программу.

Марат Кашафразов пришёл на СвЖД после окончания УрГУПС, где учился по специальности «информационные технологии». До этого обучался в колледже имени И. И. Полузнова по специальности «вычислительные машины и комплексные сети и системы». Интерес к компьютерам, программированию у Марата проявился рано, он постоянно собирал «железо», устанавливал материнские платы, совершенствовал софт. После окончания колледжа подал документы в УрГУПС. Первая его должность на СвЖД – электроник 1-й категории в ЕИВЦ, специалист по сетям передачи данных. В 2014 году его знакомый по университету подсказал, что есть вакансия ведущего программиста в ОЦОР, и Марат воспользовался возможностью.

Работа над новой системой профессионального тестирования – а трудилась над ней команда в нерабочее время – заняла примерно три месяца. Из них один месяц Марат Альфритович проболел, но, даже находясь на больничной койке, с увлечением писал программный код отдельных модулей будущей системы. Когда вышел из медучреждения, начали обкатывать окончательную технологию и устранять выявившиеся недочёты.

– По сути, мы разработали альтернативный вариант существующей корпоративной системы дистанционного обучения, – пояснил Марат Кашафразов. – Он мобильней и проще – в отличие от централизованного «конкурента», который требует значительного времени, чтобы загрузить в программу тесты, ввести персонально всех пользователей, – а численность тестируемых может достигать 800 человек по всему полигону дороги. При этом данные каждого на определённые виды тестирования надо вводить отдельно. Слишком велик объём информации, который включает тесты по обучению работе в Excel, по повышению компетенции и другие. Бухгалтеры «Желдоручёта» проходят квалификацию в централизованной системе, и на организацию этого процесса специалистам отдела требуется четыре дня. Много времени занимает загрузка данных, назначения логинов и паролей. Для оперативного тестирования эта система малоудобна. Мы повысили эффективность организации тестирования за счёт загрузки списком и формирования групп пользователей, объединённых общей темой теста. Сейчас сразу можно задействовать свыше 1000 человек. Наша система избавлена от громоздкого функционала, она работает как тонко заточенный инструмент, направляя усилия адресно. Способствует укреплению знаний и повышению компетентности сотрудников, вовлекает их в изучение нормативных документов. Новая технология позволяет также оперативно выявлять проблемные вопросы, над которыми сотрудникам предстоит поработать, чтобы добиться снижения или исключения производственных ошибок.

Впервые разработчики презентовали систему на молодёжном конкурсе «Новое звено». И хотя проект не прошёл в финал, всё же получил от экспертов много положительных отзывов.

ОЦОР контролирует работу почти 800 бухгалтеров, распределённых в разных городах на полигоне СвЖД. У них часто возникают трудности с формированием огромных объёмов данных в наглядные отчётные формы, и тогда они обращаются в отдел финансовой информатизации с просьбами автоматизировать рутинные процессы.

– У нас в отделе шесть человек, одни сотрудники сопровождают корпоративные системы, другие – организуют и контролируют процесс записи и выдачи ключей электронно-цифровой подписи с дальнейшим сопровождением сопутствующих систем. Все загружены основной работой, – пояснил Марат Альфритович. – Автоматизацией процессов занимаемся в свободное время. Сначала анализируем, насколько часто отчёт будет использоваться в дальнейшем, какой объём трудозатрат будет сокращён при его автоматизации. Если действительно есть такая необходимость, тогда берёмся за разработку. В минувшем году к нам поступил 21 запрос на усовершенствование технологических процессов. После тщательного анализа и оценки потребности в них мы реализовали 10 разработок.


Владимир Андреев
Уральская магистраль